«Охлаждение» ОСАГО

«Охлаждение» ОСАГО

За последние два года проблема кросс-продаж при оформлении полисов «автогражданки» приобрела поистине колоссальный масштаб. Регулятор страхового рынка ежедневно получает десятки жалоб на автостраховщиков, пытающих навязать страхователям различные услуги. Естественно, Центробанк не может безучастно наблюдать за противозаконными действиями страховых компаний, потому специалисты надзорной инстанции активно занимаются разработкой мер, призванных изменить сложившуюся ситуацию. В числе потенциальных способов решения вопроса принудительных кросс-продаж при оформлении обязательной страховки довольно часто называют введение «периода охлаждения» по добровольным видам страхования.

Суть предложения заключается в возможности страхователя расторгнуть навязанный договор и полностью вернуть уплаченную сумму, оставив лишь нужную страховку ОСАГО. Разные эксперты предлагают различные сроки действия «периода охлаждения», но наиболее разумным выглядит срок три банковских дня. Обсуждение перспектив введения столь радикальной меры борьбы с принуждением автомобилистов к покупке ненужных услуг длится довольно долго. При этом ни Центробанк, ни законодательная власть пока не спешат с изменением законов, необходимым для практического применения «периода охлаждения».

Какие причины сдерживают государство от принятия необходимым изменений? Чтобы понять мотивы и оценить возможную пользу от внесения корректив в законодательство, нужно проанализировать причины, заставившие отечественных автостраховщиков заниматься принудительными кросс-продажами. Многие эксперты заявляют, что экономическая подоплека не является основным мотивом недобросовестной работы страховых компаний, реализующих полисы обязательного автострахования.

Зачем навязывать добровольное страхование?

В поисках ответа стоит немного углубиться в историю внедрения технологии дополнительных продаж в российский страховой бизнес. Еще двадцать лет назад автомобилисты даже не знали о таком явлении как кросс-продажи. Однако с появлением в нашей стране западных управленцев и крупных иностранных корпораций во многих сферах бизнеса началось внедрение различных методик продаж. Со временем проникновение иностранного капитала в российский бизнес только росло, а рыночная конкуренция заставила принять на вооружение западные технологии продаж даже компании, принадлежащие россиянам.

Правда, зарубежные страховые корпорации, как правило, предпочитают использовать в работе исключительно законные методы, а вот российские компании очень часто компенсируют недостаток профессионализма своих продающих менеджеров за счет лазеек в законах. Как известно, приоритетом любой финансовой компании является максимально возможная прибыль. Получается довольно интересная картина: отечественные автостраховщики в стремлении увеличить доход за счет дополнительных продаж пытаются любыми доступными способами заставить оформляющего ОСАГО клиента приобрести не нужный ему страховой продукт. Выходит, что в действительности навязывание дополнительных услуг необходимо российским автостраховщикам не для стабилизации страхового портфеля, а для увеличения прибыли.

С точки зрения статистики

Вышеизложенную теорию подтверждает статистика убыточности лидеров рынка обязательного автострахования. В соответствии с бухгалтерской отчетностью, крупнейшие российские страховщики далеки от отрицательного финансового результата по ОСАГО. То есть даже без кросс-продаж страховые компании остаются в плюсе. По всей видимости, жалобы автостраховщиков на высокую убыточность по «автогражданке» продиктованы исключительно желанием сохранить повод для навязывания добровольных страховок.

Еще одним подтверждением приведенной теории является статистика жалоб в Центробанк, поступивших после последнего увеличения тарифов ОСАГО. Обращений страхователей стало меньше, но нарекания по-прежнему есть. Какие-то страховые компании занимаются принудительными кросс-продажами прямо в офисе, какие-то заставляют делать это своих агентов, но такая практика все еще существует. Таким образом, на политику страховых компаний не повлияло даже значительное повышение базовых тарифов. Следовательно, мотивы принуждения страхователей к покупке дополнительных услуг кроются в желании страховщиков получить максимально возможную прибыль.

Поможет ли «период охлаждения»?

Увеличение стоимости ОСАГО не помогло разрешить ситуацию с принудительными кросс-продажами, значит регулятор страхового рынка будет вынужден искать другие пути борьбы с нарушением законодательства. Как уже было упомянуто, введение «периода охлаждения» долгое время рассматривалось как эффективный метод борьбы с недобросовестными компаниями. И действительно, такой подход позволит сделать невыгодным принуждение страхователей к оформлению ненужных им страховок. Однако здесь есть один существенный нюанс: страховщикам не важно на чем именно зарабатывать деньги.

Здесь уместно вспомнить о крупнейшем игроке рынка ОСАГО, застраховавшем в 2014 году около трети всех автомобилистов. Судя по отзывам автомобилистов, креативные менеджеры «Росгосстраха» существенно расширили перечень услуг, навязываемых при оформлении полисов «автогражданки». Если верить мнениям автомобилистов, сотрудники продающих подразделений страховщика неоднократно принуждали страхователей воспользоваться услугами одноименного банка или пройти техосмотр в партнерской компании. Естественно, подобная хитрость делает бесполезной возможность автомобилистов отказаться от добровольной страховки.

Таким образом, главной причиной, сдерживающей государство от изменения законодательства, является бесполезность введения «периода охлаждения» для нормализации ситуации с продажей договоров ОСАГО. В нынешних обстоятельствах единственным эффективным методом воздействия на автостраховщиков является ужесточение контроля за их бизнесом со стороны регулятора рынка. Санкции Центробанка к наиболее злостным нарушителям законов должны отрезвляющее подействовать на всех участников рынка обязательного автострахования.

Как не стать жертвой обмана?

Нередко сотрудники различных страховых компаний предпочитают вовсе не уведомлять клиента о включении в итоговую стоимость ненужной страховки. Чтобы не попасться не такую уловку достаточно перед визитом в офис страховщика рассчитать цену в калькуляторе ОСАГО. Автомобилистам следует обратить внимание, что в результатах расчета будут указаны минимальный и максимальный порог цены автостраховки. Если менеджеры автостраховщика называют страхователю другую сумму, значит они пытаются его обмануть.

Добавить комментарий

О сайте

Информационный сайт последних и актуальных новостей о страховании.

Комментарии

Посетители

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031